+380 (50) 748 57 20

Масло для главной передачи моста: Есть ли современная замена?

Подбираем правильное масло для главной передачи моста классического автомобиля.

Казалось бы, парадокс: технический прогресс шагает вперед, техника и сопутствующие ей расходники совершенствуются, а вот современное масло для старых
автомобилей не подходит! К счастью, такое бывает не всегда, но тем сложнее разобраться с тонкостями. Однако, мы разобрались.

Итак, к примеру, многие владельцы ГАЗ-21 и Москвичей-407/408/412» опасаются заправлять задний мост своих машин нынешними трансмиссионными маслами: дескать, нужна непременно «гипоидка» – специальное масло для гипоидных передач. Казалось бы, таковым сегодня считаются все трансмиссионные масла класса
GL-4 и GL-5. А чуть раньше гипоидные передачи заправляли замечательным советским ТАд-17и, в которое добавлялась присадка «Англомол-99» американской компании
Lubrizol (отсюда и литера и в названии – импорт). Но в первой половине ХХ века у конструкторов были другие представления о гипоидных смазках…

Тут нужно сделать отступление и объяснить, чем она такая особенная, эта гипоидная передача. Собственно, это привычная коническая передача от одного вала к другому (от кардана к ведущей оси), но в отличие от обычной пары, у гипоидной валы лежат разных плоскостях – оси валов не пересекаются. И кроме того, такие шестерни имеют более высокую нагрузочную способность. Это дало возможность, во-первых, опустить уровень карданного вала и освободить место в салоне, во-вторых, уменьшить диаметр ведомой шестерни, и в-третьих, гипоидная пара со спиральными зубьями работает тише обычной.

Но в расплату за такой набор плюсов – один серьезный минус: шестерни в гибридных парах, кроме трения качения с большим значением давлений испытывают относительное скольжение со скоростью более 15 м/с. Поэтому им необходима специальная высококачественная смазка, могущая создать особо прочную масляную пленку для защиты зубьев от задиров при их продольном скольжении относительно друг друга.

И для отечественных автомобилей было создано специальное гипоидное масло, которое вместо названия получило лишь ссылку на стандарт – ГОСТ 4003-53. Именно
под него создавались главные передачи советских легковых автомобилей послевоенного периода – вплоть до конца 1960-х годов. Для создания на шестернях прочной защитной пленки в этом масле присутствовали осерненное растительное масло, сера, фосфор- и хлорсодержащие присадки. Причем сера была не в составе соединений, а как говорят химики, в активной форме. По количеству это было лишь 1,5%, но тем не менее, цветные металлы в недружественной среде такого масла начинали коррозировать уже через 15 минут при температуре 20 0 С.

Именно поэтому, кстати,гипоидное масло ГОСТ 4003-53 нельзя было применять в коробках передач, где
используются синхронизаторы из медного сплава. В 1972 г. появилось масло ТАд-17и и присадкой «Англомол-99» американской компании Lubrizol (вот откуда литера и в названии – импорт). Оно было задумано универсальным – пригодным и для гипоидных мостов, и для коробок передач, но… в задние мосты старых конструкций не годилось – по причине низкой вязкости (17,5 сСт против 20,5 – 32,4 сСт у «гиподики») оно не обеспечивало шестерням нужной защиты.

Впрочем, через какое-то время конструкторы нашли решение: шестерни главной передачи советских машин начали фосфатировать, после чего они могли смазываться маловязким и всесезонным ТАд-17и. Например, на автомобилях АЗЛК первые партии фосфатированных шестерен – еще вперемешку с обычными – сошли с конвейера в июле 1978 г., а на машинах ИжМаша – с января 1979 г. Внешне фосфатированные шестерни выглядят иначе – они шершавые, как бы бархатистые, и матово-серые по цвету. В то время как необработанные шестерни блестящие, со следами-разводами от термообработки.

Важная деталь – через несколько лет заводские конструкторы разрешили использовать вместо гипоидного масла ГОСТ 4003-53 более прогрессивное ТАд-17и и на мостах с нефосфатированными парами. Но при условии, что мост уже прошел обкатку – пробежал на автомобиле 4 – 5 тыс. км. Приработанные шестерни уже не боятся задиров, даже если смазываются маловязким ТАд-17и.

Сегодня в номенклатуре несколько производителей масел имеют продукты, которые отвечают требованиям старых гипоидных передач. Так что есть варианты для самых неравнодушных владельцев ретротехники, желающих продлить жизнь агрегатам, выпущенным 50 – 60 лет назад.
Масло для главной передачи моста: Есть ли современная замена?

Возврат к списку